auto_krator (auto_krator) wrote,
auto_krator
auto_krator

Опера и книга

Сегодня об опере. Как известно, П.И. Чайковский и автор либретто М.И. Чайковский сделали серьезные изменения в «Пиковой даме» по сравнению с произведением А.С. Пушкина. Рассмотрим основные.


  1. Действие перенесено из 19 века в период Екатерины II. Кстати говоря, это означает, что оперный Герман (военный инженер) должен носить мундир красного цвета. В фильме-опере 1960 г. Герман носит форму николаевского времени (как должно быть по книге), а в известном спектакле Большого театра (где Германа поет Атлантов) он и вовсе гусар.


  2. Лиза (в книге бедная приживалка, в опере — богатая наследница) кончает жизнь самоубийством, тогда как у А.С. Пушкина она благополучно вышла замуж.


  3. Герман в опере застрелился, тогда как в книге (там он Германн) сошел с ума.


Как объяснить все это с точки зрения историчности? Что это за пошлая мелодрама «по мотивам» Пушкина? Но все не так просто. Чайковский достаточно последователен в своих изменениях сюжета. Начнем с того, что он значительно «улучшает» образ Германа/Германна. У Пушкина Германн стремится к деньгам. Он «волочится» за Лизой, не любя и толком не зная ее, лишь для того, чтобы получить доступ к графине и выведать ее тайну, открывающую путь к богатству. После раскрытия тайны Лиза уже не нужна. Жениться на ней он готов лишь в качестве платы за свое богатство. У Чайковского Герман в начале полюбил Лизу, потом понял, что брак невозможен, ибо за нее сватается богатый и знатный князь Елецкий. Только потом Герман узнает историю о «трех картах». В опере богатство должно стать для Германа не целью, а средством к достижению цели — женитьбе на Лизе. Потом, когда происходит сцена разрыва с Лизой, Герман уже безумен. Примирение вроде бы состоялось, но тут вдруг Герман вспоминает о картах, а Лизу вовсе перестает узнавать. Болезнь тоже оправдывает его.

Заметим, что Чайковский в соперничестве богатства и знатности предпочтение отдает богатству. Герман у него считает, что может жениться на Лизе и успешно соперничать с Елецким, будучи только богатым, но не князем. Трудно предположить, что такое было возможно в век Екатерины да и во времена Пушкина (т. е. литературной «Пиковой дамы»). Чайковский жил в эпоху бурного развития капитализма и постепенного «оскудения» дворянства. Эпоха наложила свой отпечаток, так сказать.

Теперь о том, что можно рассматривать как дешевую мелодраму — самоубийстве Лизы. Давайте вспомним, что в опере есть целый вставной сюжет — представление на пасторальную тему («Искренность пастушки»). Пасторальный сюжет 18 века — это та культура, на которой выросла Лиза.

Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона, и Руссо.


Героиня пасторали должна предпочесть смерть браку с нелюбимым, это идеология наивного комнатного создания — Лизы. И в жизни пастораль превращается в трагедию. Но подобные наивные сюжеты уже вышли из моды в 19 столетии, во 2-й его четверти. Поэтому и с этой точки зрения перенос действия в век Екатерины логичен.

Таким образом, указанные изменения сделаны не по-глупости, не по примитивности оперы относительно литературы. Эти изменения последовательны и сделаны с большим умом.

Subscribe

  • Светом правды своей сильны (в догонку празднику)

    Что можно сказать по поводу юбилея полета Ю.А. Гагарина? Понятно, что буржуазное сознание усматривает в великом событии прежде всего чудо,…

  • А не кажется ли вам, что сливают?

    В смысле: САМОГО сливают, Солнцеликого... Не кажется? Возьмем недавнюю историйку про катания-гуляния. Ясно же, что ничего, кроме раздражения, эта…

  • Церковь и ласточка.

    Вот, скажем, об церкви… Пока не пост… Ситуация в стране так себе. Кризис, хотя официально все хорошо. Пандемия вроде. И что же…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments