auto_krator (auto_krator) wrote,
auto_krator
auto_krator

Category:

Еще одна попытка ликбеза


Очередная попытка политического ликбеза. Пишите свои замечания и предложения.

В. Что такое класс?

О. Класс — это большая группа людей (можно сказать по современному — социальная группа), отличающаяся своим местом в общественном разделении труда и своим отношением к средствам производства.

В. Единственно ли это правильное деления общества?

О. Разумеется, людей можно делить по-разному, не на классы, а на какие-либо другие социальные группы. Самое известное деление — по национальному признаку. Или, например, по доходам (на богатых, бедных и «средний класс»). Но деление на политэкономические классы лучше всего объясняет процессы, происходящие в обществе.

В. Как возникли классы?

О. Первобытное общество было бесклассовым и не знало массового разделения труда (т. е. постоянного и между большими социальными группами). Это не исключало разделения между конкретными людьми внутри племени. Первым крупным разделением труда стало отделение скотоводов от земледельцев, вторым — отделение ремесла от сельского хозяйства. Уже первое разделение было взаимосвязано с накоплением прибавочного продукта (т. е. излишков жизненных средств). Возникновение классов и присвоение труда других возникают тогда, когда общественное производство позволяет создавать эти излишки. Они концентрируются у лиц, составляющих впоследствии господствующий класс. Для охраны его интересов создается государство.

В. Как различаются классы?

О. Некоторые классы могут присваивать себе труд других. Бывают классы-эксплуататоры и классы-эксплуатируемые. Это классы-антагонисты, т. е. противоречия между ними носят острый («антагонистический») характер. Это пары рабы — рабовладельцы, феодалы — крестьяне (крепостные), буржуазия — пролетариат. Между такими парами происходит классовая борьба.

В. Это единственные классы?

О. Нет. Есть классы, между которыми нет антагонизма, нет классовой борьбы. Скажем, рабочие и колхозное крестьянство в СССР. Кроме того, могут быть внутриклассовые противоречия. Вспомним войны между группами феодалов в средние века (например, война «алой и белой розы» и др.). Интересы буржуев-сырьевиков могут противоречить интересам финансистов. Или же — противоречия среди буржуазии разных стран. Но их противоречия тоже не носят антагонистического характера. Поэтому по отношению к пролетариату эти группы буржуазии выступают единым фронтом.

В. Если мы возьмем какое-либо антагонистическое общество (например, капитализм), то все ли люди там относятся к двум указанным классам (буржуазии и пролетариату)?

О. Нет. Границы между классами могут быть размыты. Даже конкретный представитель данного класса может принадлежать к какому-либо другому классу в определенной мере. Скажем, пролетарий, работающий на буржуя, приходит с работы и подрабатывает частным образом. Например, возит пассажиров как таксист на собственной машине или делает ремонт за плату с помощью собственных инструментов. В таком случае он выступает как мелкий буржуа. Это что-то типа второстепенного статуса, пролетарий — статус основной. А есть еще госслужащие (включая высших госчиновников, армию и полицию и т. п.), интеллигенция (она сама делится на довольно разные группы) и, возможно, еще некоторые слои, относящиеся к старым докапиталистическим классам. С государством все просто. Государство носит классовый характер и служит правящему классу. А другие категории населения — не отдельные лица, а все они как социальная группа — не играют важнейшей роли в общественном производстве. Их роль, как показывает действительность, вспомогательная. Это касается пока что и науки. И в период античности были торговцы, ремесленники, ученые, мастера искусств и т. п. Далеко не все они имели рабов, т. е. не были рабовладельцами, не являясь при этом и рабами. И бывало — напротив — что рабы покупали рабов. Они являлись одновременно рабами и рабовладельцами! Правда, статус раба был значительнее, т. к. собственность раба могла быть легко отнята хозяином.

В. Что такое буржуазия?

О. Это эксплуататорский класс при капитализме, он эксплуатирует пролетариат.

В. Является ли буржуазия единственным в истории классом-эксплуататором?

О. Нет, такими классами были рабовладельцы и феодалы.

В. Чем буржуазия отличается от них?

О. Многим. Например, объектом эксплуатации. Пролетарии лично свободны, в отличие от рабов и крепостных. При этом они полностью лишены средств производства, в отличие, например, от средневекового крестьянина, который мог владеть землей, тягловой силой и орудиями труда. Кроме того, буржуазия основывает свою эксплуатацию на использовании средств производства как капитала. Отсюда и второе название буржуя — капиталист. Можно быть буржуем (скажем, при феодализме или при диктатуре пролетариата), но не быть капиталистом. Но нельзя быть капиталистом и не быть буржуем.

В. Почему возможна эта эксплуатация?

О. Буржуазия владеет средствами производства, пролетариат лишен их. Поэтому пролетарии вынуждены наниматься к буржуям для того, чтобы работать за плату. Но пролетариат создает стоимости больше (т. е. выполняет больше работы), чем нужно ему для поддержания жизни. Излишек (прибавочную стоимость) присваивает себе буржуй как владелец средств производства.

В. Если пролетарию нужны средства производства, чтобы работать и жить, то ведь и буржую нужен пролетарий. Разве эта не взаимная зависимость? Почему же пролетарий больше зависит от буржуя, а не наоборот?

О. Конечно, рабовладелец не проживет без рабов, феодал — без крепостных, буржуй — без пролетариев. Тут есть определенная зависимость. Но буржуй всегда может придать своему капиталу иную форму. Сегодня у него завод по производству, скажем, кастрюль, завтра он продал его и завел пекарню. Или открыл казино. Или частный банк. Рабочий, привязанный к конкретной профессии, так поступить не может. Ему сложнее поменять профессию. Он всегда будет проигрывать, т. к. для нового предприятия капиталиста всегда есть готовые специалисты, которые займут его место.

В. Что такое капитал?

О. Капитал — это специфическое общественное отношение. Оно состоит в том, что буржуазия владеет средствами производства, а лично свободные пролетарии продают ей свою рабочую силу. Сейчас нередко принято говорить, что капитал — это средства производства (в т.ч. в денежной форме), точнее — самовозрастающая стоимость. Это стоимость существующая (т. е. уже созданные средства производства), с помощью которой рабочие создают новую стоимость (потребительские товары, новые средства производства). Такое определение более узко, но верно. Только надо помнить, что капитал, чтобы оставаться капиталом, должен использоваться именно по-капиталистически, т. е. для получения прибавочной стоимости путем эксплуатации пролетариата. В обществе, существовавшем прежде (рабовладельческий и феодальный строй), средства производства не функционировали как капитал. Поэтому первое определение более правильно.

В. Что такое самовозрастающая стоимость?

О. Стоимость — овеществленный в товаре общественный труд, т. е. созданные трудом человека полезные вещи (пока оставим в стороне «услуги»). Являясь товарами (т. е. вещами для продажи), они реализуются на рынке. Часть вырученных от продажи средств идет на зарплату пролетариям. Другая часть — капиталисту-буржую. Но всю эту стоимость создали пролетарии. Отнимая эту «свою» долю (прибавочную стоимость), буржуй и осуществляет эксплуатацию.

В. Все же не совсем понятно, зачем нужно это самовозрастание? Почему оно происходит?

О. Дело в том, что получить прибавочную стоимость (т. е. осуществить свою эксплуатацию) буржуй может лишь произведя товар и выгодно его реализовав. Чем больше капиталист производит и реализует, тем он богаче. Если производство приостановится или товары не будут проданы, то буржуй понесет убытки. Его средства производства на время перестанут функционировать как капитал, перестанут самовозрастать. Поэтому надо постоянно производить и продавать. Еще раз повторим, что капитал — это существующая стоимость (те же средства производства или деньги). Но чтобы оставаться капиталом и функционировать к пользе буржуя-капиталиста, эта стоимость должна постоянно расти (в виде новых товаров прежде всего). Таким образом — возрастать.

В. Похоже это сильно отличает буржуя от рабовладельца и феодала?

О. Совершенно верно. Богатство рабовладельца — рабы. Чем больше трудоспособных рабов, тем богаче рабовладелец. Богатство феодала — земля. Чем больше у феодала земель, тем он богаче. Да, конечно, нужны еще и крестьяне. Но их ведь и привлекали льготами из других мест или закрепощали. Богатство же буржуя-капиталиста — капитал (скажем: функционирующие доходные средства производства или возрастающая стоимость). Буржуй богаче, чем сильнее эта стоимость возрастает. Только тогда буржуй будет господствовать. Этим объясняется и бурный рост производства при капитализме, что само по себе являлось прогрессивным. Основой тут является промышленность, зависимость от природных условий (неурожай, засуха и т. п.) меньше.

В. Что такое мелкая буржуазия?

О. Это можно объяснить просто. Мелкая буржуазия — это владельцы средств производства, которые не эксплуатируют наемных работников. Они владеют орудиями труда (или землей, мастерскими, торговыми учреждениями и т.п.). Но работают сами или с помощью членов своих семей. Если они станут богаче, они смогут нанять рабочих. Если разорятся, то станут пролетариями. Скажем, водитель-дальнобойщик, работающий «на дядю», — пролетарий. Если фура его собственная и он живет с ее «помощью», лично осуществляя грузовые перевозки, то он мелкий буржуа. Если он лишь владелец фуры, а водителей нанимает, то он буржуй.

В. Почему же мелкий буржуа все же буржуа?

О. Потому что он — собственник средств производства.

В. А кого же он эксплуатирует?

О. Как ни странно, самого себя. Он — самоэксплуататор. Или же — членов своей семьи, если они работают.

В. А почему этот буржуа мелкий?

О. Потому что без наемных рабочих нельзя организовать большого производства, его масштабы будут очень маленькими.

В. Что такое пролетариат?

О. Пролетариат — это класс свободных людей, лишенных средств производства. Чтобы выжить и заработать денег, они вынуждены наниматься к собственникам средств производства и работать на них. Тем самым они как бы «продаются» буржуям, точнее — продают свою рабочую силу, умение создавать новую стоимость. На этом пути они подвергаются эксплуатации, т. к. создают стоимость большую, чем получают. Происходит это в силу того, что они продали свою рабочую силу собственнику средств производства — не навсегда, а на время производства. В любой момент они могут уволиться и пойти работать к другому буржую. Или же остаться без работы. Работать их заставляет нужда. Поэтому при капитализме существует экономическое принуждение к работе (в отличие от старого «внеэкономического»).

В. Может ли буржуй прожить без пролетариев?

О. Нет, как рабовладелец не может существовать без рабов. Как писал Б. Брехт: "Потому что они подохнут, потеряв своего раба".

Разумеется, сам буржуй (как человек) при это может жить дальше, перестав быть буржуем. Он лишится средств производства, наемных рабочих, лишится капитала, лишится возможности создать капитал. И в этом смысле перестанет существовать. Показателен финал известного произведения И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок». Главный персонаж получил таки заветный миллион. Но в СССР эпохи первой пятилетки он не может его использовать. Он не может превратить его в капитал и даже... Даже промотать сложно. Это другая система. Вряд ли буржуй легко смирится с такими изменениями. Были отдельные случаи, когда после Октябрьской революции некоторые хозяева фабрик и заводов остались на тех же предприятиях советскими директорами-управляющими, работая за зарплату. Но это — исключения. Перестав быть буржуем, человек потеряет власть и богатство, потеряет привилегии, потеряет то, что возвышает его над другими людьми.

В. Может ли пролетарий освободиться от власти буржуазии? Ведь — освободившись от нее — он получит средства производства и перестанет быть пролетарием?

О. Пролетарий может прожить без буржуя как раб может прожить без рабовладельца. Конечно, без буржуя пролетарий перестанет быть пролетарием, а раб — рабом. Но сам человек-то при этом останется. И он не превратится в буржуя или рабовладельца, пока у него не будет капитала или рабов. Потеря статуса пролетария — это благо, т. к. будут потеряны нищета и бесправие.

В. Почему же тогда не происходит такого освобождения?

О. Помимо сложностей прихода пролетариев к власти из-за сопротивления буржуазии, дело еще и в том, что нужно создать конкретный строй, конкретную систему, которая будет эффективнее капитализма.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 48 comments