auto_krator (auto_krator) wrote,
auto_krator
auto_krator

Categories:

К 22 июня


В этом посте не будет ничего нового, для тех, кто в теме. Но все же хотелось бы вновь обратиться к вопросу об убыли населения СССР в годы Великой Отечественной. Для начала приведем современные расчеты общих потерь. Итак, на начало войны (примерно середина 1941 г.) население СССР было 196,7 млн. На конец 1945 г. из числа этих лиц живы были 159,5 млн. (с родившимися в годы войны население СССР превышало 170 млн.). Количество детей, родившихся и погибших в ходе войны, посчитать, конечно, невозможно. Этот показатель игнорируется. Все эти числа выведены позднесоветскими и раннероссийскими исследователями. Примем пока их на веру. Если от 196,7 отнять 159,5, то получится 37,2 млн. Чтобы определить погибших, надо вычесть из 37,2 обычную смертность мирного времени. Исследователи предлагают брать смертность 1940 г. и умножать ее на 4,5 (т. к. мы берем полгода в 1941 и четыре полных года, до конца 1945). Конец 1945 г. берется, чтобы учесть смертность раненых в конце войны за первые мирные месяцы. Обычно указывается число 11,9 млн. Вычтя его из 37,2, получаем 25,3. Это примерные потери в войне (с учетом погибших на стороне врага и эмиграции, т. е. реально оставшихся в живых). Принято прибавлять к этому числу повышенную детскую смертность, которая весьма приблизительно оценивается в 1,3 млн. То есть немцы в смерти этих детей виноваты, хотя и косвенно. 25,3+1,3=26,6 млн., т. е. всем известное ныне число.
Вопрос в том, какова эта смертность 1940 года. Если разделить 11,9 на 4,5, то получится 2,6. Следовательно, средняя смертность 1940 г. получается в 2,6 млн. Тогда как даже по советским довоенным подсчетам она была 3,5 млн. Позднесоветскими и российскими авторами это число было увеличено. Еще покойный В.Н. Земсков прямо обвинил статистиков, выведших пресловутые 26,6 млн. жертв войны, в фальсификации. Но не будем торопиться. Любой человек и без профессионал может убедиться, что что-то тут не так. Смертность 1940 г. мы можем установить по разным работам. Приведу три книги.
Первая книга, выпущенная под редакцией очень известного историка академика Ю.А. Полякова: Население России в ХХ веке: Исторические очерки. В 3-х тт. / Т. 2. 1940-1959. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. — 416 с.
В этом издании на с. 14 прямо называется смертность населения СССР в 1940 г. И она равна 4,2 млн. При умножении на 4,5 получаем 18,9. 37,2-18,9=18,3. Таким образом, потери в войне не выше 18,3 млн.
Другая книга: Население России за 100 лет (1897-1997): Стат. сб. / Госкомстат России. — М., 1998. — 222 с.
Она косвенно подтверждает эти данные, но дает смертность только по РСФСР. Смертность населения РСФСР в 1940 г. в таблице на с. 84 объявлена в 2,28 млн. Если принимать за истину смертность в 2,6 млн., то не может же быть, что во всех остальных республиках союза умерло 0,3 млн, тогда как в РСФСР 2,3. Так как в РСФСР в 1940-1941 было около 110-111,3 млн. чел., то смертность по СССР в 4,2 млн. вполне реальное число.
И третья работа: Население Советского Союза: 1922-1991 / Андреев Е.М., Дарский Л.Е., Харькова Т.Л. — М.: Наука, 1993. — 143 с.
В таблице 22 на с. 57 коэффициент смертности в СССР в 1940 г. определяется в 21,7 умерших на 1000 чел. А сколько у нас было тысяч перед войной? 196700. Умножаем на 21,7 и получаем 4 млн. 268 тыс. чел.
Следовательно, в Великой Отечественной СССР потерял около 18 млн. чел. (с учетом эмигрантов и погибших на стороне врага). Другое дело, что сам метод подсчетов таким образом весьма спорен. Например, доля из тех, кто должен был бы за 4,5 года умереть, мог погибнуть. Весьма приблизительно выведены числа в 170 и 159 млн. послевоенного населения. Тут все очень приблизительно. Только численность предвоенного населения более-менее приемлемая, но и она в разные периоды оценивалась по-разному.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Светом правды своей сильны (в догонку празднику)

    Что можно сказать по поводу юбилея полета Ю.А. Гагарина? Понятно, что буржуазное сознание усматривает в великом событии прежде всего чудо,…

  • А не кажется ли вам, что сливают?

    В смысле: САМОГО сливают, Солнцеликого... Не кажется? Возьмем недавнюю историйку про катания-гуляния. Ясно же, что ничего, кроме раздражения, эта…

  • Церковь и ласточка.

    Вот, скажем, об церкви… Пока не пост… Ситуация в стране так себе. Кризис, хотя официально все хорошо. Пандемия вроде. И что же…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments